ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ НАРКОЗАВИСИМОГО БОЛЬНОГО
Наркомания-болезнь медико социальная. Гиперконтроль или эмоциональное отвержение в семье приводят к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами и т.д. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отвержения и где он может хоть как то функционировать - это среда, в которой господствует потребление наркотиков.
Совершенно очевидно, что семья, имеющая наркозависимого больного, становится дисгармоничной и пациент, возвращающийся после лечения в семью, независимо от любых терапевтических усилий, попадает вновь в окружение, которое может вызвать новый стресс и возвращение к потреблению психоактивных веществ.
Поэтому я считаю ,что параллельно с лечением наркомана необходимо проводить психотерапию и с его семьей, и начинать эту работу стоит с первых дней пребывания пациента еще в стационаре и продолжать после его выписки. Психотерапия семьи проводилась в несколько этапов.
I этап (госпитализация больного,вовлечение родственников и параллельный психотерапевтический процесс). На этом этапе были проведены 3 занятия, посвященные следующим проблемам:
1-е занятие.
Суть наркомании с позиции медицины. На этом занятии очень важно выслушать родных, сколько бы это не длилось,чтобы дать им возможность "потушить" напряженность, чувство неудовлетворенности (фрустрации). В практике очень часто для этого требуется не одна встреча. Надо быть готовым и к тому, что некоторые семьи чересчур опекают больного, обвиняют окружающих, испытывают невыносимые муки от жалости к своему ребенку. Такие родственники также нуждаются в коррекции, так как они мешают лечению. После снятия фрустрации необходимо поговорить с семьей о наркомании как о болезни.
Четко очертить ее динамику, сопутствующие изменения личности больного, объяснить причину девиантного поведения, рассказать о "центрах удовольствия". Желательно использовать наглядные рисунки. Нередко родственники не понимают сути этой болезни, называют ее распущенностью и т.д. Задача психотерапевта-помочь родственникам понять суть болезни, лишь при осознании этой патологии семья становится более доступной для конструирования линии иного поведения.
2-е занятие.
Параллельно с лечением абстинентного синдром у больного проводятся занятия с родственниками по умению общаться с наркоманом. Разъясняется суть абстиненции, ее динамика, эмоциональное и соматическое состояние больного, намечаются правильные формы взаимоотношений. Необходимо объяснить родственникам, что на высоте абстиненции наркоман может их убеждать о необходимости выписки его из стационара, что неминуемо приведет к срыву, причем чаще еще к более брутальному.
3-е занятие.
Производится разъяснительная работа по особенностям депрессии в конце абстиненции: она всегда идет с выраженным дисфорическим компонентом, больной эмоционально лабилен, причем аффективный фон может очень быстро меняться от одного полюса к другому. Необходимо четко разъяснять родственникам причину этого состояния, подчеркнуть важность создания терапевтической атмосферы для больного.
II этап - (включение больного в групповой психотерапевтический процесс, параллельное проведение работы с родственниками). На первом занятии целесообразно провести диагностику внутри семейных проблем и с помощью терапевтических методов попытаться их скорректировать. Желательно, чтобы в эту работу были включены все члены семьи или хотя бы оба родителя. Если больной женат (замужем), то необходимо привлечь к психотерапии также супругу(супруга). В большинстве случаев посещает больного и врача лишь один из родителей.
Муж (или жена), как правило, уклоняются от решения проблемы, заявляя: "Вылечишься-приходи". Однако, если супруг или супруга планируют дальнейшее совместное проживание, то им рекомендуется пройти психотерапевтическую подготовку. Особенности психики больного наркоманией таковы, что необходимо проработать еще в стационаре все ситуации, с которыми он может столкнуться вне стен больницы.
На этом этапе между психотерапевтом или психологом, работающих с семьей и ее членами, уже должно возникнуть взаимное доверие. Психотерапевт должен стать "семейным" врачом. Этому способствует сбор подробного анамнеза у матери больного. Лучше, если жизнеописание мать составит письменно. В этой "исповеди" она должна представить все события жизни своей семьи - от момента знакомства с будущим супругом до последнего времени.
Следует отметить особо все важные, судьбоносные моменты в жизни семьи, описать поведение всех ее членов при экстраординарных ситуациях. Как правило, на написание этой истории уходит 2-3 дня, это часто бывает болезненно для матери, но приносит ей в результате большое облегчение. На смену метаниям, аффективной не устойчивости приходит трезвый взгляд на прошлое и реальные планы на настоящее и будущее. Появляется много вопросов.ответам на них нужно отвести целое занятие, стараясь дать их как можно полнее и доступнее.
Следующее занятие необходимо посвятить особенностям аффективных проявлений у больного наркоманией, от возникающей после абстиненции кратковременной эйфории, до состояния вяло-апатической депрессии.
Следует разъяснить суть эгоцентризма больного, обусловливающего повышенную ранимость, обидчивость. Необходимо психологически поддержать родственников в период возникновения у них чувства безысходности, тупика, которое появляется в ответ на проявления специфического эгоцентризма наркомана, помочь им осознать преходящий характер этого феномена. При необходимости можно использовать гештальт-методы или телесно ориентированную терапию. При правильной проработке этих переживаний можно перейти к следующему, очень важному по нашему мнению, процессу - "примирению" с собственным больным ребенком.
Этот процесс желательно проводить со всей семьей вместе, включая других детей этой семьи. Можно применять методики, использующие элементы покаяния, признания в любви, уверения в наличии семейных ресурсов для формирования новых отношений. Очень важно применять телесный контакт. Вообще, в рекомендациях родственникам наркомана надо подчеркивать важность телесного контакта, который стимулирует мощный порыв эмоций, переполняющих внутреннее духовное пространство любого из членов семьи.
Как правило, процесс "примирения" приносит много слез, высказываются обиды и так далее, но огромным достижением процесса и его результатом является рождение общего психологического пространства взаимоотношений, где каждый член семьи имеет свое место внутри него, а не за "забором" как это было в начале болезни.
III этап (подготовка больного к выписке, амбулаторное лечение его).
Первое занятие посвящено ответам на вопросы родственников - как поступать в тех или иных ситуациях после выписки из стационара. Психотерапевту необходимо провести работу с родственниками по снятию страха, напряжения, связанного с выпиской больного из стационара. Основная идея этих занятиях - направленность на создание психотерапевтической среды для больного (эмоциональной, интеллектуальной и телесной) при возвращении его домой.
Последующие 1-2 занятия посвящены отношения родственников к попытке социальной адаптации больного. Семья не должна отслеживать действия вернувшегося домой больного, а попытаться привлечь его к общим делам и желательно к работе. На этих занятиях вновь разъясняется суть состояния больного.
Указывается, что нежелание что-либо делать больным является не ленью, а лишь проявлением вяло-апатической депрессии, интенсивность которой будет уменьшаться со временем.Необходимо разъяснить родственникам и особенности компульсивного влечения у наркоманов, способы определения таких состояний и возможности его купирования.
Следующее занятие следует посвятить возникающим проблемам внутри семьи в связи с изменением прежнего статуса. В результате лечения исчезает "носитель симптома" семейной дисгармонии, которым является наркоман. Этот психотерапевтический процесс бывает достаточно сложным, так как стереотипы изменить крайне непросто.
Эффективными оказались такие методики, как создание "скульптуры", гешальт-терапия, повествовательная терапия (из области семейной психотерапии). Эффективной бывает работа и с семейными мифами. С 2005 года мы использовали психотерапию с референтными группами, что является новым словом в психотерапии. Для закрепления ремиссии больной должен посещать лечащего врача, задача родственников - побуждать его к этому.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лечение страдающего наркозависимостью больного без психотерапевтической работы с семьей - дело неблагодарное и практически безуспешное, возвращение в прежний социум больного сводит на нет все усилия, направленные на становление ремиссии у больного.